Стажировочная площадка

Стажировочная площадка «Современные технологии в процессе коррекционной работы с детьми,  имеющими нарушения речи и с ОВЗ и их родителями»

24 апреля 2025 года в БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» прошла третья (заключительная) встреча на стажировочной площадке. Присутствовало 13 человек. Тема:   «Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением речи и с ОВЗ».

По первому вопросу выступила Демчук Аксана Августовна учитель – дефектолог БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары». Презентовала «Нравственно – патриотическое воспитание детей с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности». Как педагог, работающий с дошкольниками с ОВЗ, создаёт необходимые особые педагогические условия, находит новые формы, варианты работы по развитию духовно-нравственных ценностей у воспитанников, а также ставит перед собой задачи патриотического воспитания воспитанников: пробудить в ребёнке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми выстраивает согласно календарно-тематическим темам: «Я и моя семья», «Я и детский сад», «Мой дом, мой город, моя страна, моя Отчизна» Например, лексическая тема: «Я» и «Я» способствует формированию представлений ребенка о себе. Педагог используют прием работы с зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале. В форме игры дети находят свои глаза, нос, рот, брови, ресницы, щечки, подбородок. Те ребята, которые могут говорить, называют части лица. Использует на занятиях следующие игры: «Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город»,  «ГЕРБ родного края»  – на закрепление  знания родного города и страны, знаний детей о гербе родного края.

По второму вопросу  выступила Мамаева Светлана Валериановна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары». Провела мастер-класс с педагогами «Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционно-логопедических занятиях с детьми с ОВЗ», целью которого являлось применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в адаптивно - логопедическом процессе. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Вместе с педагогами выполнили самомассаж лица, рук «Выросли на кочке»,  артикуляционную гимнастику с использованием биоэнергопластики,  пальчиковые  игры «Геометрик» с резиночками, «Котёнок» с прищепками, «Шаги-пробки»+ «Футбол», авторская игра «Шагалочка»  и др. Провели комплекс игр на развитие речевого выдоха, помогающий при постановке свистящих и шипящих звуков: «Кот и бабочка», «Подари ослику Иа хвост», «Пин-понг с Винипухом», вертушки «Жучки», «Снеговик и снежинки», «Клоун и зонтик» и др.

На третьем вопросе выступила Зеленина Анна Анатольевна БДОУ учитель-логопед  «Детский сад № 8 г. Тары» продемонстрировала дидактический материал для детей с нарушением речи и с ОВЗ для использования на коррекционных занятиях. Провела с педагогами мастер-класс «Элементы нейропсихологической технологии в коррекционном процессе». Педагоги выполняли нейроупражнения  «Двуручное письмо» - рисовали двумя руками одновременно и   произносили звуки, стояли на балансировочной доске, создавали нейроигру с помощью нейроладошек и т.д.

В этом году прошла заключительная встреча, педагогам были вручены справки о прохождении стажировочной.

28 марта 2025 года в БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» прошла вторая встреча на стажировочной площадке. Присутствовало 10 человек.

Тема дискуссии:   «Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением речи и с ОВЗ».

 По первому вопросу  выступила Мамаева Светлана Валериановна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары».  Поделилась опытом «Пополнение словарного запаса по лексическим темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «День защитника отечества», «День Победы» и другие. На занятиях дети изучают новые слова: звания военных, их обмундирование, технику. Пополняют знания о  семейных ценностях, традициях. Рассматривают достопримечательности города, герб и флаг нашей страны и др.

На втором вопросе выступила Тетерина Екатерина Александровна БДОУ учитель-дефектолог «Детский сад № 9 г. Тары» продемонстрировала дидактический материал для детей с нарушением речи и с ОВЗ. Наглядные иллюстрации с липучками, с различной тематикой по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагог показала мастер-класс как создать данное пособие и при помощи Q-R распространить информацию для родителей.

На третьем вопросе  Чемоданова Наталья Анатольевна учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 12 г. Тары» рассказала  о методике правильного  звуко-буквенного разбора  слов с детьми старшей и подготовительной к школе групп. После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем установление точного места того или иного звука  являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Сложным формам звукового анализа необходимо обучать специально, особенно детей, которые имеют нарушения речи. Учить определять количество звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, определение места звука в слове.

Мамаева Светлана Валериановна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары» показала видеофрагмент обучения ребёнка, имеющего нарушение речи,  звуко-буквенному анализу слов.

На  четвёртом вопросе Зеленина Анна Анатольевна учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» продемонстрировала «Совместное мероприятие по патриотическому воспитанию для детей и родителей, имеющими нарушения речи и с ОВЗ». Цель мероприятия: обобщить знания детей по лексическим темам «Наш город», «Дом», «Моя улица». С помощью игр и упражнений дети совершенствуют навыки связной речи, словообразования и словоизменения, учатся образовывать родственные слова, согласовывать числительные с существительными. Развивают координацию движений, пространственные представления, общую и мелкую моторику. Воспитывают чувство ответственности, любви к родному городу, интерес к занятию.  

Все педагоги предоставили домашнее задание: памятки и буклеты на тему «Исправляем речь, звуки закрепляем по патриотизму словарный запас пополняем!». А также дидактические игры и упражнения по данной теме.

 Раздача домашнего задания.

Стажировочная площадка «Современные технологии в процессе коррекционной работы с детьми,  имеющими нарушения речи и с ОВЗ и их родителями»

 Тема дискуссии:   «Патриотическое воспитание дошкольников с нарушением речи и с ОВЗ».

26 февраля 2025 года в БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» прошла первая встреча на стажировочной площадке. Присутствовало 13 человек.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, сохранение национального достояния всех народов России. И воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к своей семье у детей должны все педагоги и специалисты в детском саду начиная с малого возраста.

 По первому вопросу  выступила Мамаева Светлана Валериановна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары».  Поделилась опытом «Лексические темы занятий, направленные  на развитие нравственно-патриотического воспитания детей  дошкольного возраста с нарушением речи. Пополнение словарного запаса». На логопедических занятиях для детей с нарушением речи и с ОВЗ можно раскрыть такие темы: «Кто защищает Родину?», «Богатыри. Солдаты»,  «День защитника отечества», «Военная техника», «Почетное звание – солдат», «Русский солдат», «Письмо солдату», «Каким военным я хочу быть?» и другие. На занятиях воспитывается уважение и любовь к родине, ее защитникам. Воспитываются чувства гордости за свою Родину. Активизируется у детей желание служить отечеству. Идёт пополнение словарного запаса такими словами как: Отечество, Родина, солдаты, войска, военный и др.

На втором вопросе  Зеленина Анна Анатольевна учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» показала видеоролик с детьми «Современные методы и приёмы (мнемотехника, сторителлинг, скрайбинг и др. обучения по воспитанию патриотических чувств с нарушением речи». Дети по мнемотаблицам, пиктограммам, при помощи предметных картинок и зарисовок рассказывали стихотворения, рассказы, описывали предметы, сочиняли не большие рассказы о семье, военных, Родине. Зеленина Анна Анатольевна предоставила педагогам буклеты по каждому методу и приёму.

  По третьему вопросу  Бивол Наталья Адамовна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» выступила по теме  «Развитие правильного звукопроизношения на занятиях с детьми по  патриотическому воспитанию». Представила дидактические игры на автоматизацию поставленных звуков у детей, связанные с лексической темой «Семья и наши традиции», «Родной край», «День защитника Отечества» и др. А также игровые упражнения на формирование грамотной правильной речи.

По четвертому вопросу Манкевич Т. А. учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 3 г. Тары» презентовала тему «Развитие связной речи  в контексте патриотического воспитания дошкольников  на занятиях с детьми». Осветила приемы работы по формированию связной речи на занятиях с патриотической тематикой: беседа по предметным картинкам, составление описательного рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ с использованием опорного плана из рисунков-пиктограмм.

Педагоги пришли к выводу: благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Стажировочная площадка

Тема: «Современные технологии в процессе коррекционной работы с детьми,  имеющими нарушения речи и с ОВЗ и их родителями»

Цель: повышение профессионально-педагогической компетенции учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей

Направление: коррекционно-развивающее.

Категория слушателей: учителя-логопеды, учитель — дефектолог, педагог – психолог, воспитатели.

Задачи:1.Передача опыта по организации системы логопедической работы в ДОУ.

  1. Внедрение инновационных технологий в коррекционный процесс.
  2. Просвещение в методическом аспекте коррекционных занятий.

06 февраля 2024 года в БДОУ «Детский сад № 8 г. Тары» прошла вторая встреча на стажировочной площадке. Присутствовало 14 человек. Тема дискуссии была «Предупреждение дисграфии и дислексии детей дошкольного возраста».

По первому вопросу  выступила Мясникова Алёна Владимировна учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 13 г. Тары».  Поделилась опытом по теме «Профилактика дисграфии на письме у детей имеющих речевые нарушения». Дети, имеющие речевые нарушения, в школе переносят речевые ошибки на письмо.  У них трудности в запоминании письменных букв, пропуски букв, «зеркальное» письмо и т. д. Поэтому важно в дошкольном возрасти проводить профилактику дисграфии. На примере Алёна Владимировна показала дидактические игры и упражнения с буквами, по каждой из форм дисграфии: упражнения, используемые для профилактики оптической дисграфии,
развития зрительного восприятия «Назови, что видишь на картинке, назови предметы по их контурам», «Найди закономерность и продолжи ряд». Для формирования буквенного восприятия: «Найди неверно написанные буквы» и т.д. Профилактика дисграфии на письме у детей, имеющих речевые нарушения.

По второму вопросу «Профилактика дислексии в дошкольном возрасте» поделилась учитель-логопед  Зеленина Анна Анатольевна. Дислексия – нарушения чтения. В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Особенно часто предрасположенность к дислексии встречается у детей с речевой патологией.  Коррекция нарушения чтения наиболее успешна при раннем её начале. Игры с буквами

Важно не позднее 3 — 4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи.

Следует преодолевать звуковые замены в речи ребёнка, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.

Своевременно проводить развитие зрительно – пространственных представлений. Для этого существуют множество пособий и упражнений для профилактики дислексии: «Наложенные буквы», «Каких букв больше?», «Узнай букву по зеркальному изображению» и др.

Об играх и упражнениях,  которые использует в своей работе с детьми для профилактики дисграфии и дислексии, рассказала Мамаева Светлана Валериановна,  учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 9 г.: «Дом», «Песенки гласных звуков», «Пальчиковые классики», «помоги Незнайке собрать карандаши» и др. А также предоставила наглядный материал для обучения грамоте «Звуки и буквы».

По третьему вопросу выступила Горбунова Ольга Александровна учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 11 г. Тары». «Подготовка к обучению чтения детей с ОВЗ. Презентация опыта работы». К детям, имеющих тяжелые нарушения речи, РАС, ЗРР, ЗПР  необходим особый подход. И все упражнения на подготовку к грамоте необходимо продумывать так, чтобы максимально увлечь ребёнка, заинтересовать. Для более лёгкого запоминания начертания букв используются следующие приёмы: «выкладывание» букв из палочек, карандашей, лепка из пластилина, рисование, штриховка, обводка букв. Для развития фонематического слуха хорошо применять игровые упражнения: «Посмотри и повтори», «Поймай звук», «Кто внимательный», «Звук потерялся» и др.  Для детей с ОВЗ используются методики: «Глобальное чтение» — Данный метод разработала педагог-логопед А.А. Магутина на основе трудов физиотерапевта Гленна Домана и иных специалистов. Главный принцип здесь в том, что обучение идёт наоборот — от слова к звукам и буквам. Методика Монтессори для детей с нарушениями интеллекта . Цель методики – научить детей писать по памяти, на слух и самостоятельно слова и даже короткие предложения, а также быстро читать простые тексты. Подготовка к обучению чтению детей с овз

  По четвёртому вопросу учитель-логопед «БДОУ Детский сад № 6 г. Тары» Лябаева Альфия Ибрагимовна показала  НОД «Обучению грамоте детей подготовительной к школе группе». В увлекательной форме поставила перед детьми цель и задачу. На занятии использовалось много методов и приёмов по запоминанию буквы, для развития речевого слуха и слоговой структуры слова.

А также специалисты и воспитатели продемонстрировали свои материалы к обучению грамоте и дидактические игры: Манкевич Татьяна Александровна, учитель – логопед БДОУ «Детский сад № 3 г. Тары» «Весёлые лягушаты» — материал для распознавания гласных звуков.  Поликарпова Юлия Александровна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары»: дидактическая игра «Собери ромашку». Различные пособия и журналы по обучению чтения показала Мамаева Светлана Валериановна, учитель-логопед БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары». Воспитатель БДОУ «Заливинский детский сад» Евтухова Елена Владимировна «Кольца для слоговой структуры слова».  Педагог – психолог Шахова Людмила Петровна продемонстрировала методическое многофункциональное пособие по обучению грамоте, учитель-логопед Лябаева  БДОУ «Детский сад № 6 г. Тары» материалы для обучения чтения. Воспитатель «Чекрушанский детский сад» Тулинова Мария Владимировна вместе с педагогами проиграли дидактические игры: «У Егорки», «Малыши – карандаши», «Шифровка».

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie